Ответы на вопросы

как правильно бороться

Как правильно бороться с ленью.

Сколько раз я слышал - как только мы садимся и пытаемся что-нибудь делать, на нас нападает необъяснимая апатия, нашу волю как будто парализует. Возникает ощущение, что нет никаких сил - ни моральных, ни физических. И вот тут в голове у человека и возникает мысль – я ленивый, это меня лень одолела. Сделав такой вывод, человек сначала пытается с ленью бороться. Он собирает в кучу остатки воли и заставляет себя учиться или работать. Помогает ненадолго, через какое-то время лень возвращается и становится еще сильнее. Сделав несколько аналогичных попыток человек вешает на себя ярлык – «я ленивый и ничего с этим поделать нельзя».

Меня часто спрашивают – «как заставить себя учиться», «как заставить себя работать», «как бороться с ленью», и даже ни больше, ни меньше – «как убить в себе лень». На что я обычно отвечаю – никакой лени в природе не существует, а есть лишь неспособность человека грамотно использовать ту энергию, которой наделила его природа. И в этом смысле якобы ленивый человек подобен бедняку, владеющему участком с золотым месторождением, который не знает как воспользоваться принадлежащим ему богатством. У каждого есть ресурсы чтобы полноценно учиться и работать, весь вопрос в том, имеет ли сам человек доступ к этим ресурсам.

Так что же в реальности скрывается под так называемой ленью?

Если вы не можете сделать то, что хотите, это означает, что психическая энергия, которую вы могли бы использовать для работы или учебы блокирована. Блокировка эта может иметь много разных причин. Какие именно причины могут блокировать вашу энергию легче понять, рассмотрев конкретные примеры. Вот два последних случая из консультационной практики.

Ко мне обратились два студента с казалось бы одной и той же проблемой. И тот и другой не могли сосредоточиться на учебе, как только они брали учебник в руки или пытались выполнить домашнее задание, на них нападала апатия, и они ничего не могли с собой поделать. Как только они не пытались заставить себя учиться, ничего не помогало. Обратились ко мне в тот момент, когда оба уже были на грани отчаяния.

Когда мы стали разбираться, что же на самом деле с ними происходит, оказалось - причины лени в этих случаях разные. В первом случае студент ходил на все лекции и на все семинары, но ни на лекциях, ни на семинарах, не понимал ни слова из того, что говорили преподаватели. Когда я спросил его - зачем же ты зря тратишь свое время и силы на лекции, ведь ты можешь потратить это время на самостоятельную работу и нормально подготовиться к семинарам, он уставился на меня с изумлением – «Разве можно пропускать лекции?! Ведь лекции пропускают только раздолбаи, а он вовсе не хочет быть раздолбаем. Он хочет серьезно учиться и стать хорошим специалистом в своей области».

Человек убежден - если он пропустит хоть одну лекцию, то автоматически станет раздолбаем, покатится вниз по наклонной, и его в конце концов выгонят из института. Пришлось объяснять, что разные люди имеют различную скорость восприятия информации – кто-то воспринимает быстрее, кто-то медленнее, кто-то хорошо воспринимает на слух, а кто-то информацию на слух практически не воспринимает. И если человек не успевает за ходом мысли лектора, это вовсе не значит что он тупой, это просто значит что лекционная форма подачи информации для него не пригодна, и ему нужно искать такой способ учебы, который был бы для него оптимален. И если лекции никак не помогают ему хорошо учиться, то не нужно себя насиловать, а надо просто найти оптимальный способ обучения. Отсюда следовала и рекомендация - не ходить на лекции по предметам, где лекции всего лишь дублируют учебник, а потратить это время для подготовки к семинарским занятиям.

В данном случае грамотному распределению собственных сил (энергии) мешало подсознательное убеждение – «Чтобы хорошо учиться, нужно ходить на лекции». В психологии такие жесткие убеждения называются интроектами. И именно такие жесткие убеждения, которые забиты в сознание человека на бессознательном уровне, не дают ему взглянуть на ситуацию по-новому. Чтобы снять психологический блок, нужно было показать человеку, что убеждение это ни на чем не основано.

Во втором случае ситуация была принципиально иной. Студент вообще бросил ходить и на лекции, и на семинары, пытался делать что-то самостоятельно, но как только брал учебник в руки, глаза застилала мутная пелена. На мой вопрос - почему же он не ходит на семинары, он ответил - на первый семинар он еще сходил, а вот на второй не пошел, потому что не до конца сделал домашнее задание, которое ему задал преподаватель на первом семинаре. А он считает для себя неприемлемым ходить на семинары, если он не подготовился к вопросам преподавателя на 100 процентов. Когда я спросил него – «А что же будет если он все-таки придет на занятия не до конца подготовленным?» он ответил, что испытает сильное чувство стыда и перед преподавателем и перед сокурсниками.

Но ведь семинары нужны не только и даже не столько для контроля за учебой студентов, сколько а)для получения новой информации и б) для личного контакта с преподавателем. А чувство стыда он испытывает вовсе не перед реальным преподавателем, которому по большому счету «до лампочки», сделал он домашнее задание или не сделал, а перед свои внутренним цензором, который сидит у него в голове и жестко контролирует каждый его шаг. Отсюда следовала и рекомендация – ходить на все лекции и уж тем более семинары, независимо от того, сделал он домашнее задание или нет. Потому что пропуск одного семинара влечет за собой порочную цепочку – чем меньше ходишь – тем меньше знаешь - чем меньше знаешь - тем сложнее подготовиться к следующему семинару - чем хуже подготовился к семинару - тем больше чувство стыда – чем больше чувство стыда, тем сложней заставить себя прийти на семинар – и так до бесконечности. Точнее до тех пор, пока не выгонят из института.

Во втором случае таким вот «вредным» интроектом было убеждение - «Нельзя приходить на семинар неподготовленным на 100 процентов». Это убеждение каждый раз, как только человек пытался подготовиться к семинару, вызывало у него сильное чувство стыда. А чувство стыда имеет одно неприятное свойство – если его сила превышает определенный уровень, оно блокирует любую активность, у человека опускаются руки и он чувствует себя полностью опустошенным.

Причины так называемой лени в обоих случаях разные. И таких причин могут быть десятки, если не сотни. Поэтому в деле "борьбы с ленью" бесполезны советы на все случаи жизни типа – "собери волю в кулак", "заставь себя учиться". Каждый человек нуждается в тех рекомендациях, которые помогут именно ему.



Статья подготовлена на основе лекций по

практической психологии, прочитанных для

студентов МФТИ в 2009-2011 г.

Источник новости