Ответы на вопросы

как научиться каллиграфическому почерку

Писать каллиграфическим почерком - это "хорошо" или "плохо"? Давайте разберемся

На одной из моих консультаций девушка стала рассказывать о том, как ее мама всегда говорила: «старайся писать красиво, каллиграфично. По тому, как ты пишешь, люди будут складывать представление о тебе, а учителя ставить хорошие оценки».

Подобное высказывание не редкость, а правило. Многие считают, что каллиграфический почерк- показатель ума и «хорошести», а «коряво» и «некрасиво» пишут люди с недалеким интеллектом и отрицательными личностными качествами.

При этом нельзя путать исскусство каллиграфии, которое скорее является частью изобразительного искусства с каллиграфичностью обыденного, повседневного почерка. По моим наблюдениям многие каллиграфы сами не обладают повседневным каллиграфическим почерком, так как во многом личностно переросли некие стандарты и рамки, в жизни проявляют себя очень творчески, индивидуально, самобытно.

Занятия каллиграфией прекрасно подходят для развития эстетического вкуса, визуально- образного восприятия, чувства пропорций, гармонии формы. Психологически подобные занятия могут вырабатывать усидчивость, терпение, скурпулезность, педантизм, нормативность.

Вместе с тем, для тех, кто страдает от навязчивых мыслей, зацикленности, испытывает трудности в принятии решений, ощущает скованность в поведении, занятия каллиграфией могут дать обратный эффект, усилив эти тенденции.

Но вернемся к повседневному почерку.
Что такое каллиграфичность обычного почерка?

В своей статье «Каллиграфия и Графология: идеальное в реальном, порознь или вместе?» И.Гольдберг уже затрагивала тему психологии каллиграфического почерка. Она пишет: «Каллиграфичность обычного почерка – это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью".

Психологическая подоплека.

Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка (если это не задуманная художественность надписи каллиграфа или чертежника, не надпись на открытке или торте ) - нездорОво, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический почерк самобытным с художественной точки зрения), и, во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта (где главное - сознательное внимание, и оно направлено на соответствие Форме), а то и полное замещение им беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности».

Таким образом, каллиграфичность, как основная характеристика обычного почерка, – проявление усиленного Супер-Эго, уже в ущерб индивидуальности и самобытности человека, усиленный самоконтроль, нарушающий баланс процессов напряжения и расслабления психики, в крайних вариантах переходящий на физиологический уровень, и, как следствие, отрицательно сказывающийся на психологическом и соматическом здоровье человека.

Получается, что с одной стороны, люди обладающие правильным, красивым каллиграфическим почерком руководствуются словами «Надо, Должен, Обязан». Они перфекционисты, стремящиеся все сделать на оценку «отлично» (в психологии это называется «синдром отличника»), социально нормативные и «правильные», с точки зрения общества, люди. Но, с другой стороны, они же, зажимающие в себе проявление самобытности, оригинальности, нестандартности, индивидуальности.

Им крайне важна оценка со стороны; все свои действия они соизмеряют с отношением к ним социума, нормами и правилами поведения. И этот критерий становится главным мотивом, который порой уже ущемляет собственные интересы, потребности и желания.

илл.1- потеря внутренней свободы – цена максимализму и перфекционализму крайне аккуратному и подконтрольному письму.













илл.2 – то же, но менее «жесткий» вариант: акцент с «так надо и дОлжно» сдвинут в более инфантильно-эгоцентрическом направлении «я хочу всем нравиться»













Так что же, в противовес «красивому» каллиграфическому почерку писать «некрасиво» - значит быть индивидуальностью? И, да и нет. Все зависит от почерка.

Действительно, нестандартный, быстрый, оптимизированный почерк, сохраняющий свою читабельность - показатель высокого интеллекта и самобытности личности. В графологии есть понятие «красивого» почерка: это оптимизация (упрощение) формы букв при продуктивной скорости письма (графической скорости, не путать с физической) и сохранении относительной читабельности почерка.

илл.3 – начинает проявляться естественность и свое Я









илл.4 – Личность («остается собой»), высокий интеллект, самостоятельность суждений и мнений























Однако, некрасивым почерком может быть и почерк крайне медленный, узкий, с изобилием непродуктивных углов, нервный, искаженный, со сбитым движением, поломанностью и дрожанием штрихов (и др. признаки), - что является показателем крайне выраженного психологического неблагополучия.

Такой почерк будет отражать острую психологическую травмированность, внутренние конфликты и противоречия, комплексы.

илл.5 – «некрасивость» неблагополучная. Проявляется не столько индивидуальность или интеллект, сколько психологические затруднения





















илл.6 – дезадаптация, избегание и уход от решения проблем, психоэмоциональные комплексы



















Лариса Дрыгваль

Источник новости